Указывать ребенку на ошибки нужно, но очень важно делать это правильно. 

Футбик предлагает вашему вниманию 10 наиболее распространенных ошибок, которые допускают родители, делая замечания своим детям.

1. Во время разговора отсутствует зрительный контакт.

Прежде чем делать замечание или говорить что-то важное, необходимо привлечь внимание к себе. Делать замечание ребенку, который увлечен игрой – бесполезно, он вас просто «не услышит». Для того, чтобы обратить внимание малыша на себя нужно присесть на корточки, «опуститься к его уровню», посмотреть в глаза (при этом лучше взять за руку или положить руку на плечо) и обратиться по имени: «Маша, посмотри на меня», «Ваня, послушай, что я скажу» и т.п. Ребенка постарше можно попросить повторить то, что он услышал.

Воспитание ребенка

2. Просьба состоит из нескольких.

Не стоит ставить ребенку одну сложную задачу, лучше разбейте ее на несколько простых и озвучивайте постепенно. «Сними курточку, вымой руки и садись за стол», — для взрослого эта просьба проста и понятна, в то время, как для малыша – она является сложным алгоритмом, в котором необходимо запомнить последовательность, ничего при этом не перепутав и не пропустив. Давайте ребенку только одно короткое задание, например: «Сними курточку». Следующее озвучивайте после того, как он выполнит первое.

3. «Косвенные» указания.

Озвученные просьбы должны быть однозначными. Не стоит использовать завуалированный призыв к действию, скрытый в вопросе: «Сколько ты еще будешь баловаться?», «Долго ты собираешься ходить с грязными руками?». Родитель понимает, что своим вопросом он упрекает ребенка и призывает к действию, но вот малышу трудно догадаться, что в вопросе заключено руководство к действию.

4. Излишняя многословность.

Ребенку проще усваивать информацию малыми порциями, поэтому озвучивая просьбу или замечание, не стоит читать длинную нотацию. Не стоит говорить: «Артем, сколько раз мне еще тебе повторять, чтобы ты не прыгал с кресла на диван! Ты что забыл, как упал и ушиб себе ногу. Хочешь свалиться еще раз?». Выслушивая подобную речь, ребенок только путается в словах и не может уловить в чем смысл. Не стоит забывать, что для малыша существует только то, что происходит «здесь и сейчас», поэтому бессмысленно пытаться повлиять на него напоминанием о прошлом или запугать грядущими неприятностями. Лучше всего сказать коротко и понятно: «Прыгать с кресла на диван нельзя, это опасно». После чего можно попробовать отвлечь ребенка – например, предложить игру, где ему необходимо будет пройти полосу препятствий, перепрыгивая на полу условные преграды (листы бумаги или игрушки).

5. Просьба на повышенных тонах.

Крик вызывает страх, который снижает способность мыслить. Если на человека начинают кричать, независимо от того сколько ему лет, он начинает теряться. Если вы повысили голос за какой-нибудь проступок ребенка, то он может попросить прощение, сказав, что все услышал и понял, хотя на самом деле был просто напуган и пытался предотвратить наказание и повышенный тон в свой адрес. Лучший способ держать эмоции под контролем – это быть последовательным. Если вы сказали, что не убрав игрушки, ребенок не сможет смотреть мультики, то стоит сдерживать свое слово, а не сперва дать поблажку, а потом накричать. Так малыш не поймет, что он сделал не так, ведь если наказание отменили, тогда зачем ругать.

6. Ожидание немедленного изменения поведения.

Ребенок воспринимает услышанное медленнее взрослого, поэтому не стоит требовать от него незамедлительной реакции на ваше замечание. Ему бывает трудно переключиться с того, что интересно ему, на то, что «интересно» вам. Зачем идти кушать, когда здесь гонка игрушечных машинок в самом разгаре или зачем уходить домой, когда в парке так весело скатываешься с горки? В таких случаях давайте малышу «временной» запас на выполнение вашей просьбы. Например, вам уже пора домой, а чадо не может оторваться от игры, договоритесь с ним, сколько раз он сможет съехать с горки перед уходом домой, в этом случае ваша просьба наверняка будет услышана.

Игры с ребенком

7. Постоянное повторение.

Этот метод плох тем, что ребенок в такой ситуации не привыкает к самостоятельности, если мама не напомнила про мытье рук, значит, их можно не мыть. Так же постоянное повторение способно даже самого терпеливого человека вывести из равновесия и заставить сорваться. Для того, чтобы избежать подобного, можно использовать картинки-напоминалки. Зрительная память у детей развита лучше, чем словесно-логическая, поэтому эффективным способом решения этой проблемы станут картинки. Повесьте в комнатах яркие картинки, на которых будут изображены ситуации, в которых необходимо мыть руки, и пусть ребенок отмечает каждое мытье рук. Таким образом, малыш на первых порах будет воспринимать это как игру, а впоследствии как необходимость.

8. Просьба-«отрицание».

Частицу «не» детское восприятие зачастую пропускает, а просьбы, сформулированные как «Не прыгай в лужу!», «Не хлопай дверью!» для малыша звучат как заманчивое предложение, ведь то, что «нельзя» всегда интересно. В таких случаях лучше всего будет предложить ребенку альтернативу, которая заинтересует юного озорника. Например, предложите ему обойти лужу по бордюрчику или игру «кто тише закроет дверь».

9. Постоянное одергивание.

«Тревожные» мамы, как правило, постоянно одергивают своего ребенка по любому поводу. Для родителя это способ при помощи излишней опеки бороться со страхом за своего ребенка. Для малыша это излишнее давление, которое со временем начинает восприниматься как «фон». В таких случаях необходимо посчитать количество сделанных замечаний в день и постараться проанализировать, каких вполне можно было избежать. Вместо постоянных одергиваний: «Смотри не упади», «Не испачкайся», «Не иди туда, там собака», будьте рядом с малышом. Возьмите за руку, займите интересной игрой, вместе посмотрите на собаку. Вот увидите, малыш начнет копировать ваше безопасное поведение.

10. Неумение слышать ребенка.

Важно понимать отличие между проведением времени рядом со своим чадом и проведением времени вместе с ним. Ребенок всегда стремится поделиться тем, что, по его мнению, является важным, со своими родителями. Бывает, что он начинает увлеченно рассказывать про листочек, найденный в парке, но мама в это время разговаривает по телефону и просит ребенка подождать или попросту делает вид, что слушает. Дети наблюдательны и способны на простые умозаключения. Если ребенок видит, что на него обращают внимание только в том случае, когда он балуется, то он будет пытаться именно таким образом привлечь ваше внимание, что в дальнейшем может войти в привычку. Поэтому проводя время с ребенком, уделите ему все свое внимание, будьте сосредоточены на общении с ним. Спустя какое-то время, «насытившись» вашим вниманием, он захочет поиграть сам.

Не стоит забывать, что в «стране малышей» действуют свои законы и правила, которые нельзя игнорировать, если вы хотите быть услышанным и правильно понятым, поэтому не стоит разговаривать с малышом как со взрослым.

Расскажи о футболе для дошкольников друзьям!